Набралось достаточно инфы, чтобы выделить ее в отдельную тему)
О принципе действия магии и о силе магов
Магия в современном состоянии в некоторой мере отдает наукой.... Не зря же Арция с какими-то приборами работает. Вообще, основа магических действий - некое "поле магии", а чары творятся усилием мысли. Собственно способность к магии - это возможность достать это самое поле. А сила мага - объем энергии, который он может пропустить через себя, не теряя контроля над ним.
Поле магии состоит из переплетения энергий разного рода. Разные энергии лучше подходят для манипуляций разными сущностями. Отсюда и происходят специальности магов: каждый маг лучше "видит" какой-то определенный тип энергии. Однако в рамках общего направления выбор специальности происходит по душевной склонности. Существует множество классификаций типов энергий, и к единому мнению по этому поводу маги пока не пришли) Однозначно выделены энергии, соответствующие стихиям и "мертвая", к которой обращаются некроманты, более-менее устоялось представление о "жизни" целителей, а также некоторой общей "эфемерной" энергии магов разума.
Разовое заклинание (например, огненный шар) требуют единовременного расхода изрядного количества энергии. Тут все просто - если хватает силы, творишь. Не хватает - увы.
Бывают и заклинания длительного действия, причем разных типов.
Первый - длительное-внутреннее, например, защитная чара. Такие заклинания постоянно подпитываются самим магом и, соответственно, хоть и потребляют немного энергии в единицу времени, требуют постоянного контроля, что не позволяет держать больше двух-трех одновременно (зависит от силы мага, опять же).
Второй - длительное-внешнее, например, заклятие, запирающее дверь. Оно строится так, что подпитывается энергией от поля самостоятельно, и не зависит от создавшего его мага, тот может удалиться на любое расстояние без вреда для надежности чар. Но создание подобных заклятий - процесс гораздо более сложный, чем для других типов.
Третий - длительного наложения, к примеру. большая часть ритуалов демонологии. Заклинание, в которое энергия вкладывается по частям, по мере сотворения; может занимать от нескольких минут до нескольких часов и даже дней, в зависимости от сложности.
Все нынешние магические школы происходят от ритуальной магии, однако по сути для сотворения чар нужно только усилие мысли. Все остальное, - жесты, слова, пентаграммы, - вспомогательные средства, нужные для того, чтобы помочь магу сконцентрироваться и более эффективно направить мысль.
Для обращения к полю магии часто используются некоторые материальные предметы, у каждой специальности - свои. Например, пентаграммы у демонологов, зеркала у экзорцистов, ароматические травы - у иллюзионистов и прорицателей, различные камни специальной огранки - вообще много у кого. Алхимики же в первую очередь занимаются именно химическими процессами, регулируя их протекание с помощью магии или добавляя магическую энергию в качестве компонента в зелье. Чтобы быть хорошим алхимиком, не обязательно быть сильным магом.
Ограничение для любого мага - его способность концентрироваться. С каждым сотворяемым заклинанием - любого типа - маг устает. Когда усталость накапливается, магу становится трудно контролировать энергию. Чаще всего это приводит к тому, что она просто рассеивается впустую, но иногда может привести и к незапланированному - и неблагоприятному - результату (это, впрочем, чаще случается не с уставшими, а с неопытными магами, взявшимися за большее чем могут удержать)
Об артефактах
Артефакт, по идее, может быть изготовлен любым магом любой специальности, разниться будет только качество исполнения.
Наиболее подходящими материалами считаются мягкие металлы, драгоценные камни, кость и дерево. Среди этих материалов есть более и менее подходящие для каждого конкретного направления. Для некромантии, например, лучше всего подходит кость, а для магии разума - прозрачные камни.
Артефакты подразделяются на:
- одноразовые и заряжаемые. Тут, думаю, все понятно. Одноразовый артефакт на порядок проще в изготовлении, чем заряжаемый. Иногда артефакт может иметь сменный зарядный элемент.
- "внутренние" и "внешние" (как заклинания, в общем-то). "Внутренние" имеют какой-то заряд энергии, и используют ее. "Внешние" либо используют энергию, которую в них перекачивает маг (в таком случае собственный запас энергии артефакта идет на то, чтобы преобразовать энергию мага в нужный вид), либо, - гораздо реже, - устроены так, что сами берут энергию из поля (обычно в них есть начальный заряд, который понемногу расходуется на реализацию процесса набора энергии), и тут набор энергии может быть быстрым (черпает энергию единым махом, прямо перед использованием) или медленным (постепенно набирает и накапливает до некоторого предела, потом расходует). Построить артефакт, который будет восполнять начальный заряд за счет набираемой из поля энергии теоретически возможно, практически - слишком трудоемко и поэтому нерационально.
- "простые" и "магические". "Простые" на самом деле очень даже сложные - это артефакты, которые может активировать не-маг. Сложность состоит в том, что нужен какой-то механический переключатель, который запустит магический процесс. Чаще всего такие артефакты - внутренние. Очень редко - внешние второго или третьего типа.
Стационарный телепорт - магический заряжаемый внешний артефакт второго-третьего типа. У телепорта есть некий начальный рабочий заряд, который восполняет по мере надобности контролер. Энергия накапливается постепенно, расходуется собственно на переброску. Но в экстренной ситуации, если накопленный заряд израсходован, энергия может быть зачерпнута разом. Это, однако, сильно изнашивает телепорт.
О телепортах /из асечной переписки с Ди/
Цитата из отыгрыша в Тьме, отправка преподов: "Лэер слегка улыбнулась, с ювелирной точностью выравнивая колебания телепорта позади мастера Беркхолийской"
Телепортация на большие расстояния требовала колоссальных затрат энергии, если осуществлялась в личном порядке (то есть, заклинатель переносил сам себя). Построение стационарного или даже временного телепорта занимало много времени, но зато позволяло снизить энергозатраты на порядок. Более того, существовала обратная зависимость между расходом энергии телепорта и магической силой человека, через него проходящего. Сильные маги могли использовать стационарные телепорты, практически не используя энергию их источников: у любого стационарного телепорта создавался источник энергии. Как раз за состоянием источника и разумным расходом энергозапасов и следил контролер телепорта.
Еще стационарные телепорты позволяли осуществлять магам звуковую связь – хотя это тоже требовало некоторого количества энергии.
Телепортация происходит так: вначале контролер активирует телепорт (это требует немного энергии), потом в него проходит человек (в этот момент расходуется энергия в зависимости от того, кто проходит). Кто попало активировать телепорт не может - только специалист в магии разума нужного направления.
В большинстве столиц развитых государств стоят телепорты, связывающие их с ближайшей Цитаделью. Увязка "вход-выход" всегда жесткая. Если телепорт ведет из, например, Беркхайма в Цитадель Тьмы, то в другое место ты через него не попадешь. В Цитаделях телепорты более сложные, "многоканальные", можно выбрать из нескольких направлений.
В один момент времени телепорт открыт только на один канал. Если идет отправка по одному каналу, то прием может происходить только по этому же каналу.
По умолчанию в мирное время телепорты открыты на свободный прием, для выхода не требуется участие контролера. Но в теории контролер может перекрыть телепорт на выход (но при открытии входного канала автоматически станет доступен и выход с этого направления в период собственно активности перехода)
Телепорт выглядит как приподнятая над землей круглая платформа, разделенная пополам, на входную и выходную части. Источник энергии находится внутри платформы, наружу со стороны входной части выведена "контрольная панель" в виде металлической пластины на подставке, на которую контролер телепорта при активации кладет руки (это облегчает доступ к источнику и управление энергией). Минималистский дизайн, в общем)
Вопрос субординации. Телепортисты в Цитаделях являются персоналом Цитаделей. А в городах.... Пожалуй, считается, что они на государственной службе... до тех пор, пока указания властей не противоречат Кодексу Цитаделей. А цитадельские маги могут пользоваться телепортами без разрешения госудаственных властей, предъявив соотвествующие документы. На магов, не работающих в Цитаделях, это право не распространяется, но они всегда могу попробовать договориться с телепортистом, благо на перемещение мага идет гораздо меньше энергии, чем на какого-нибудь королевского гонца (обычно телепорты используют для передачи срочных соообщений)
О возрасте учащихся в Цитаделях
в Цитаделях учатся с 15-17 лет (чаще с 15, старше - если способности к магии проявились совсем поздно, что бывает редко). 8 лет - основной курс обучения. То есть, аспирантура начинается с 23-25. В аспирантуре - 5 лет, до 28-30.
Кстати, кажется мне, что у учащихся в Цитаделях может проявляться некоторый... инфантилизм. В смысле, что из-за того, что они много лет проводят в закрытой магической школе, они психологически взрослеют позже, чем нормальные жители околосредневекового мира.
Об именовании цитадельцев
Ученики официально именуются "внимающими", также допустимо "учащиеся" и собственно "ученики". Слово "студенты" в этом мире не в ходу, если я его где-то употребляла - по ошибке.
Аспиранты вообще-то тоже "внимающие" или "старшие внимающие", но их чаще называют именно аспирантами.
Уважительное (для учеников - обязательное) обращение к преподавателю или Главе Цитадели - мастер (для учеников есть еще вариант "наставник", чаще всего - без добавления фамилии, в то время как "мастер" с фамилией сочетается часто). Преподаватели (и другие сотрудники) в зависимости от официальности отношений называют друг друга либо "мастер" плюс фамилия (самое официальное, с малознакомыми людьми), либо "мастер" плюс имя (наиболее распространенный вариант среди коллег), либо просто по имени или даже по прозвищу (не при внимающих, разумеется =)).
По сути, мастером имеет право называться любой маг, закончивший аспирантуру, потому что это обращение происходит от научной степени "мастер магии", значащейся в дипломе. Но обычно к магам на государственной службе обращаются так, как принято в данной стране.
У некромантов существует еще титул "лорд", которое перекрывает вариант "мастер". Это их личная заморочка, и лордом зовется тот, кого признают сильнейшим на данный момент некромантом-призывателем (или, в крайнем случае, двое, если трудно судить, кто могущественнее). Варианта "леди" нет, женщина тоже будет лордом. Термин появился из еще доцитадельского (давно это было...) названия могущественных призывателей - "лорд (или повелитель) нежити".